Психология спортивной команды и конфликты в ней

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Спортивная команда – это, по понятиям современной социальной психологии, – малая группа. Г.М.Андреева в своем учебнике «Социальная психология» дает такое определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» (стр.185).

Исходя из этого, спортивная команда является основной социально-психологической единицей в спорте и представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями. Спортивной команде присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность.

С точки зрения системного подхода, любая спортивная команда может рассматриваться как искусственно созданная система, предназначенная для решения определенных задач: обучения начинающих спортсменов, базовой подготовки, достижения высоких спортивных результатов, достижения определенного результата на конкретных соревнованиях и т.д.

Как социальная группа, команда характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально- психологические связи между ее членами.

Во главе формальной структуры команды стоят начальник команды и главный тренер. От них во многом зависит психологический климат в команде и соответственно ее результаты.

Психологически компетентный тренер – не только успешный педагог-практик, умеющий использовать психологические методы в своей деятельности, но и тренер с развитым теоретическим мышлением, что предполагает создание и дальнейшее обогащение теории взаимоотношений тренера со спортсменами. Знание и методы формирования климата в команде зримо работают на рост спортивного мастерства ее членов. Тренеру необходимо индивидуализировать взаимоотношения и спортивную подготовку высококвалифицированных спортсменов с учетом их задатков и склонностей, их врожденных индивидуально-психологических и функциональных возможностей.

Место спортсмена в структуре команды определяется не только спортивной функцией (нападающий, защитник и т.д.), но и уровнем показываемого спортивного результата и его личными качествами, среди которых важнейшую роль играют социальная направленность личности, темперамент, структура поведения, внешний вид, общий уровень культуры. На основе проявления этих качеств в команде формируется неформальная структура и выделяются такие основные социально-психологические типы: лидер, ведущие, ведомые, изолированные, отверженные. Каждый спортсмен в команде занимает определенное место или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль – это предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном поведении. Несоответствие между личностными качествами человека и той ролью, которую он должен выполнять в команде, приводит к эмоциональному напряжению, стрессу и, как следствие, к конфликтам.

Прежде чем рассматривать механизм возникновения конфликтов в спортивной команде, хотелось бы дать определение понятия «конфликт». Д.Майерс определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий  и целей». А.Г.Ковалев считает конфликтом «явление межличностных и групповых отношений, проявляющихся в противоборстве». Обобщенно можно сказать, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов и желаний оппонентов.

Очень важно также знать причины возникновения конфликтов:

Объективные:

-естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности

-слабая разработка правовых и др. нормативных процедур разрешения споров

-недостаток необходимых для жизнедеятельности материальных благ

Организационно-управленческие:

-несоответствие структуры организации требованиям деятельности

-неоптимальность связи организации с внешней средой

-несоответствие работника занимаемой должности

-принятие ошибочных управленческих решений

Социально-психологические:

-искажение информации в процессе коммуникации

-несбалансированное ролевое взаимодействие людей

-различие способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.

Причины конфликтов предопределяют их деление на две группы: деловые и межличностные.

Личностные:

-неспособность к эмпатии

-завышенный/заниженный уровень притязаний

Разобравшись в причинах возникновения конфликтов, мы можем перейти к способам их разрешения. Д.Майерс выделяет следующие стратегии: «контакт, сотрудничество, общение, умиротворение. Или, для лучшего запоминания, - четыре «К» миротворчества: контакт, кооперация, коммуникация и консилиация (умиротворение).»(стр. 652)

В разрешении конфликта обязательно участвуют обе стороны. Л.А.Козер в своей работе «Завершение конфликта» пишет: «Завершение всех видов конфликтов предполагает обоюдную активность соперников. Поэтому данный процесс нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому».

Общепринятым среди специалистов является мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер. Р.Л.Кричевский считает, что «благодаря наличию внутригрупповых противоречий ( а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования».

Во второй части данной работы хотелось бы рассмотреть механизм возникновения конфликтов и способы их разрешения на примере работы главного тренера футбольного клуба «Реал Мадрид» Жозе Моуриньо.

Моуриньо недаром считается «the special one» не только в тактике, но и в психологии. Причем в психологии он не самоучка. Моуриньо окончил Лиссабонский институт физического воспитания, где его преподавателем был Мануэл Сержьо, который сейчас работает в «Бенфике». Профессор учил: «Успех тренера зависит прежде всего от работы с человеком, и только потом со спортсменом». Моуриньо цитирует учителя: «Кто знает только футбол, ничего не знает о футболе».  В своей книге «Философия футбола» М.Сержьо советует: «Чтобы быть хорошим тренером нужно быть свободным. Тебя не должна задевать критика, Нужно встречать ее с открытым забралом. Не прятаться.» Этот принцип Моуриньо сполна использует на протяжении всей своей тренерской карьеры. Не секрет, что великие клубы, такие как «Челси», «Интер» и «Реал» всегда испытывают на себе колоссальное давление со стороны руководства, болельщиков, прессы. Моуриньо всегда находит способ уладить конфликт с каждой из этих сторон противостояния. Например, он добился увольнения спортивного директора Хорхе Вальдано, чтобы получить больше автономии в принятии решений по спортивным вопросам. Сосредоточение власти в одних руках способствует лучшей управляемости команды (метод соперничества). С болельщиками тренер «Реала» старается поддерживать добрые отношения. При нем были введены открытые тренировки на базе «Реала» в Вальдебебас, куда каждый желающий может купить билет. Ни разу Мауриньо не был подвергнут болельщиками унизительной «встрече с белыми платочками», как в Испании выражают недоверие тренеру (метод сотрудничества). Пресс-конференции Моуриньо всегда превращает в моноспектакль, его шутки потом неделями цитируют газеты и интернет-издания. Это можно назвать компромиссом, т.к. каждый получает желаемое: пресса-материал, Моуриньо-выброс адреналина для дальнейшей борьбы. Все это позволяет ему отвлечь внимание на себя, тем самым давая команде возможность спокойно заниматься своим делом, т.е. тренироваться и играть.

Но не все так гладко. Конфликты возникают и в самой команде, их не может не быть, когда в одном месте собраны самые высокооплачиваемые и амбициозные игроки мира. Последнее время появилось много информации о несогласии ряда игроков с тренером и четком делении коллектива на две группировки. Одна из них – это португало-бразильцы, куда входят: Роналдо, Коэнтрао, Пепе, Марсело и примкнувшие к ним: Хидира, Бензема, Ди Мария. Другую группу составляют испанцы: Касильяс, Рамос, Арбелоа, Алонсо, к ним примыкают: Игуаин и Озил. Время от времени участники то одной, то другой группировки предъявляют тренеру претензии, чаще всего касающиеся попадания в состав. Моуриньо-психолог всегда находит правильные слова (какие – это его секрет), чтобы подавить конфликт в зародыше, не дать ему разгореться.

Вот слова Рамоса после беседы с тренером: «Мои отношения с Моуриньо хорошие, честные и ясные. Я уважаю все его решения, он для меня – лучший тренер». Это говорит человек, славящийся своим непростым характером.

Вот, что говорит о Моуриньо Бензема, с которым  у тренера всегда хватало проблем: « Он отдает все своим игрокам. Отношения такие открытые, что он кажется одним из нас. И всегда все говорит тебе прямо в лицо. Он – тот, кто встречает атаки прессы, выдерживает давление, что облегчает работу в моральном плане».

На примере Бензема хотелось бы рассмотреть фирменный прием Моуриньо по разрешению конфликтов – использование юмора. Еще З.Фрейд говорил о благоприятном эффекте юмора в конфликтных ситуациях: «Защитные процессы являются психическими коррелятами рефлекса бегства и преследуют цель: предупредить возникновение неудовольствия. Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций».

Когда Бензема пришел в «Реал», он заиграл не сразу, на него давил груз заплаченной за него огромной суммы, преследовали травмы и имелся более удачливый конкурент в лице Игуаина. И вот Игуаин получает травму, Бензема не может воспользоваться предоставившимся шансом, он по-прежнему не забивает. Моуриньо просит у руководства приобрести нового нападающего, ему отказывают. Тогда он произносит фразу, ставшую крылатой: «Когда у человека нет охотничей собаки, он идет на охоту с котом». Самое интересное, что эта фраза не обидела Бензема, а, наоборот, раззадорила его и он стал забивать. А пресса с тех пор так и зовет Бензема и Игуаина: кот и пес.

Но воспитательный процесс на этом не закончился. Бензема опять недоволен предоставляемым ему игровым временем: «Я провожу на скамейке больше времени, чем на поле». На это Моуриньо отвечает: «А я провожу на скамейке 90 минут», - и инцидент исчерпан.

Мирное разрешение конфликта всегда предпочтительнее открытого противостояния. По словам Л.А.Козер: «Стремление сторон к миру может быть вызвано очевидной невозможностью достичь цели или непомерной ценой успеха, или, в более общей форме, осознанием меньшей привлекательности продолжения конфликта по сравнению с его мирным исходом».

В заключении, хочется отметить, что периодическое появление конфликтов в команде – неизбежное явление, так как они являются одним из отражений процесса ее развития и могут носить конструктивный характер.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000

2.Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 2000

3.Психология конфликта. Хрестоматия. СПб, Питер, 2001

4.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М. Изд-во МГУ, 1991

5.Беляева К.А. Конфликты в группе, причины их возникновения и способы разрешения.

6.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 1978

7.Интернет-ресурсы: infosport.es, footballreview.es, sport.ua, sport.es, marca.com, noticias.terra.com, as.com, gazzettadellasport.it,спорт@mail.ru.

 

Королева Ольга Евгеньевна