Патопсихология детского спорта

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Патопсихология

Спортсмены детского возраста все чаще попадают во внимание спортивных психологов и психиатров. Отмечается, что исторически психиатры не занимались особенностями развития, свойственными для детей-спортсменов. Основным предметом изучения всегда служили физические и моторные аспекты развития. Но зачастую именно такие вещи, как невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте. В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специализации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали вовлекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения. Незаменимость и необходимость двигательной активности для

жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к
возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.

Для достижения результатов мирового уровня современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую деятельность – учебу, работу, творчество, семью. Сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть уровня высших достижений смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Для некоторых видов спорта (например, гимнастика) возраст 20 лет уже близок к ветеранскому. Несмотря на увеличение спортивного долголетия, реальное повышение результатов после 30 лет возможно лишь в видах на выносливость. Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений. Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10-11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11-12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12-13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с 9 лет), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет).

Помимо негативного влияния ранней специализации внимание специалистов привлекает особые патологические паттерны поведения, формирующиеся как у самого молодого спортсмена, так и у его окружения. Характеризуя личность молодого атлета, отмечается крайне сильная зависимость его самооценки от успеха или неуспеха на арене соревнований. Являясь едва ли не единственным и уж точно ведущим и доминирующим видом деятельности, в которую оказывается вовлечен ребенок, спортивная деятельность формирует особую ценностную структуру личности, когда каждая неудача становится значимым ударом по представлению молодого спортсмена о себе как стоящим чего либо. Дальнейшего исследования требуют такие актуальные проблемы, как жестокость и агрессия в детском спорте, а также изучение протекания у детей-спортсменов состояний психики, близких к патологическим, но широко распространенных среди детей, таких, как страхи, тревога и иные эмоциональные проблемы, а также явления ретардации и акселерации.

Говоря о патологических паттернах в поведении людей, окружающих молодого спортсмена, необходимо упомянуть так называемое «достижение через посредника» - синдром, охватывающий широкий спектр поведения родителей и тренеров, начиная нормальной гордостью и заканчивая эксплуатацией и жестокостью. Являясь объектом, с помощью которого родители и тренеры реализуют свои амбиции, выражаемые во фразе одного тренера «я не могу упустить свой шанс вырастить великого спортсмена», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному искусственной ситуацией развития, характеризуемой жесткими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно игровой, коммуникативной и образовательной.

Кирилл Смирнов